Какое будущее у украинского книгоиздания

Почему начатая в далеком прошлом реформа отрасли не дала желаемого результата
В наше время, как и ранее, в Украине наблюдается системное падение объемов выпуска книжной продукции, хотя спрос на добротную учебную, научную, познавательную, справочную, художественную украинскую книгу есть. Думаю, кризисное состояние отечественного книгоиздания в значительной степени объясняется отсутствием преемственности и последовательности в действиях властей по реформированию отрасли. Политики, которые на протяжении десятилетий сменяли друг друга, не обращали внимания на опыт предшественников, и поэтому обычно все начинали заново. Тогда как, скажем, в России, осознавая идеологическую и деловую вес национальной книги, приняли беспрецедентные за льготами законодательные акты и согласовали тамошние законы с международным правом. Еще раньше это было сделано в Польше. Поэтому не удивительно, что книжная продукция из этих стран монополизировавшая отечественный рынок. Устанавливая на книги украинских издательств торговую надбавку 120-150% отпускной стоимости, иностранные компании целенаправленно вытесняют их.

Неразвитость отечественного книжного рынка в значительной мере связана с запоздалым принятием законодательных актов по улучшению состояния книгоиздания. Через это у нас до сих пор действует постсоветская модель развития издательской отрасли: управление ею осуществляют преимущественно государственные институты и патронируют несколько ведомств. А у семи нянек дитя, как известно, без глаза.

Велосипед уже изобрели

Между тем анализ показывает, что для достижения изменений в отрасли не стоит изобретать велосипед. Во многих европейских странах наработан экономические и маркетинговые модели относительно стандартов и потребностей общества в издательской продукции. Скажем, во французской или британской ведущую роль играют негосударственные институты и сетевое распространение. От государства требуют создания условий для развития этого бизнеса.

В Украине они, к сожалению, пока неблагоприятные. Поэтому в соответствующие законы следует внести изменения. Прежде всего, речь идет о сохранении для издательств льготного режима налогообложения и преференции на право аренды помещений в зданиях государственной и коммунальной собственности. Обязательно нужно позаботиться о льготное кредитование, ведь существующие процентные ставки чрезвычайно удорожают книжные проекты и делают их неконкурентоспособными. На времени принятия закона, который бы поощрял меценатов вкладывать финансовые ресурсы в книгоиздание.

В особенно критическом положении оказалась библиотечная отрасль. Для совершенствования ее функционирования необходимо принять новые нормативные акты, которые способствовали бы должном пополнению книжных фондов и предоставили возможность библиотекам самостоятельно покупать книги у издательств.

Максимальному распространению книг во всех регионах будет способствовать созданная под эгидой государства общенациональная книготорговая сеть.

Важную роль в приближении книги к читателю призваны играть СМИ. В прессе и телеэфире катастрофически не хватает профессиональных рецензий новинок, глубокого анализа содержания и художественного оформления книг, их общественной значимости и тому подобное. Словом, нужна целенаправленная профессиональная критика. Поэтому и выходят в свет еще полуфабрикаты, сырые, плохо отредактированные издания, которые дискредитируют книгу как культурный продукт.

Зарубежный опыт заслуживает внимания

Поучительный пример Канады, которая не только справилась с гуманитарным засильем Франции, Великобритании, США, но и сумела защитить национальный рынок и превратить издательскую отрасль в ведущую в структуре экономики. Сначала здесь были созданы специальные государственные комиссии, которые отвечали за финансовую поддержку изданий учебной, справочной, культурологической литературы, произведений канадских авторов, пропаганды канадской книги, маркетинговые исследования. Следующим шагом стало принятие федеральной программы, которая определила издательскую отрасль приоритетной. Это позволило направили в книгоиздание миллионы долларов, которые пошли на модернизацию инфраструктуры, технологическое переоснащение дистрибьюторских сетей, развитие информационной базы. Правительство Канады и ведущие банки разработали программы по предоставлению кредитов издательствам.

Здесь задействованы и механизмы косвенной помощи — льготные почтовые тарифы на перевозку и распространение печатной продукции канадских издательств, налогообложения. Четко урегулирован вопрос иностранного участия в издательской отрасли: если в 1985 году доля иностранных издательств и книгораспространителей составляла почти 60% доходов от продажи книг на канадском рынке, то на начало 2000-х канадские издательства составили уже более 95% в книгоиздательском бизнесе страны.

Поэтому главным инструментом государственной политики в книжной индустрии Украины должна стать стратегическая антикризисная правительственная программа, которая бы охватывала все приоритетные направления развития книгоиздания. По мнению отдельных политиков, главным ее промоутером должен был бы стать Институт книги. Очевидно, рациональное зерно в этом есть. И справится ли новообразованное учреждение с такими масштабными задачами?

Не выплеснуть ребенка

Уже сейчас украинские издательства обеспокоены, чтобы на переходном этапе реформирования книгоиздания в Украине с водой не выплеснули ребенка: то есть чтобы украинские издательства не потеряли той небольшой государственной поддержки, которая помогала им сводить концы с концами. В частности очень тревожит замораживания формирования программы «Украинская книга». Кстати, единственной, которая оказывала государственную поддержку подготовке и выпуску общественно значимых изданий, которые ежегодно пополняют библиотечные фонды страны.

Формирование программы «Украинская книга» — сложный процесс. Для утверждения окончательного перечня изданий следует проанализировать весь массив издательских заявок, изучить содержание будущих книг, сметы расходов и тому подобное. 2016 года специалисты Госкомтелерадио проработали 1447 издательских предложений от 134 издательств на общую сумму более 333 миллиона 644 тысячи гривен. Не меньшее количество заявок обработано и на 2017 год. Работу, однако, прекращено.

Как отмечает председатель Госкомтелерадио Олег Наливайко, «программа «Украинская книга» в 2017 году может не состояться из-за того, что Институт книги нарушил все сроки ее формирования». Опасения не беспочвенны. Ведь Институт книги, который создается, как говорят, с чистого листа, почти исчерпал лимит времени, отведенный на реализацию программы. Чтобы не допустить срыва, нужно на основе обобщенных заявок сформировать их окончательный перечень для издания в 2017 году.

Попутно следует высказать замечания относительно правового статуса государственных издательств, которые творили историю украинского книгоиздания, но без единой государственной политики, направленной на развитие отрасли, оказались в роли пасынков, ибо работают в неравных условиях с издательствами негосударственных форм собственности.

Родные пасынки?

Дело в том, что в повседневной работе государственные издательства руководствуются не только Законом «Об издательском деле», но и постановлениями правительства, которые регулируют деятельность государственных предприятий. Несмотря на отсутствие прямой бюджетной поддержки государственные издательства обязаны разрабатывать и выполнять финансово-экономические планы. К тому же, государственные издательства не имеют льгот по налогу на прибыль. Ведь согласно постановлению Кабмина, уплачивают в бюджет 75% части чистой прибыли (дохода), на которые начисляется еще 18% авансовых платежей в счет налога с прибыли. Итак, в целом государственные издательства платят в бюджет более 100% вышеназванных платежей, что фактически оставляет трудовые коллективы без оборотных средств, тогда как чистая прибыль издательств негосударственных форм собственности не облагается налогом и направляется на развитие предприятий. Пришло время дать ответ на вопрос: нужны ли Украине государственные издательства?

Итак, чтобы вывести книгоиздательская отрасль Украины на уровень требований ХХІ века, государству следует признать ее стратегическим приоритетом, утвердить специальную программу и разработать механизмы ее реализации. Тогда можно будет с оптимизмом говорить о будущем украинского книгоиздания.

Добавить комментарий

© 2017 ArmVESTI. Все права защищены.

Яндекс.Метрика