Последняя гастроль открытки

-0020011На наших глазах уходит в небытие мощной феномен повседневности ХХ века: иллюстрированная почтовая открытка. С тех пор, как 1869-го Австрийская почта ввела новую услугу — открытые письма, — эти видовые картонные лоскутки стали супермодными. В первый год нового столетия Всемирный почтовый союз зафиксировал 2,5 миллиарда таких отправлений. А в 1905-м, когда утверждены стандарты открытки (с которыми она дожила до дня нынешнего), переслано уже семь миллиардов. В середине ХХ столетия выпуск открыток превратился в весьма прибыльный сегмент книжного и полиграфического рынка.

Следует отметить, что не смотря на развитие интернет-технологий, различных портативных гаджетов такой вид полиграфической продукции как брошюра на пружинах не только сохранилась до сих пор, но и продолжает пользоваться большим спросом. Подтверждением этому повышенный спрос клиентов Красногорского полиграфического комбината на изготовление вот таких оригинальных многостраничных изданий, скрепленных пружиной.

И вот — близится конец открытки. Сначала электронная почта и sms «отменили» почтовую переписку как таковую, а теперь уже «мобилки» позволяют демонстрировать друзьям туристические прелести в режиме on-line — зачем же идти в магазин за открытками с теми видами?

Но в старой географической открытке осталась сильная энергетическая функция — ностальгическая: напоминать при сегодняшних сногсшибательных изменениях в городских ландшафтах о бывшей «гармоние и порядке». Именно таков альбом-каталог «От сердца к сердцу: Волынь в почтовой открытке начала ХХ века» (Луцк: Инициал), составленный местными краеведами-коллекционерами Михаилом Дзеем, Виктором Литевчуком и Светланой Федонюк.

Предшествует иллюстративной части вступительная статья, насыщенная малоизвестными фактами из «жизни» открыток. Оказывается, взрыв спроса на них связан с … Первой мировой войной. «Когда Волынь была захвачена немецкими и австро-венгерскими войсками, печать открыток здесь не только не прекратилась, а наоборот, география их издания значительно расширилась. При оккупационных войсках действовали специальные издательские отделы, в которых работали профессиональные художники и фотографы», — сообщают исследователи. Солдатам и офицерам предлагали писать домой не только на обороте живописных фотографий, показывающих места дислокации. Распространенными были и информационные сюжеты: посещение действующей армии всевозможными фельдмаршалами и самим императором Вильгельмом II. Не осталась без внимания издателей и монументальная пропаганда новой власти: умиляет, например, памятник упомянутому императору в городке Любешов — точно такой, как более поздние сельские бюсты Ленина и Шевченко …

Военная листовочная компания на Волыни достигла пика 1917 года, когда один австрийский издатель выпустил комплект из 800 (!) сюжетов. При таком конвейере в ход шли не только традиционные виды, а также «живописно» разрушеные мосты и костелы; появились и открытки-карты. В конце концов, полиграфия всегда паразитировала на войнах: в тиражировании карт боевых действий русско-турецкой войны 1878 «поднялся» гигант старого российского книгоиздания И.Сытин, а во время Второй мировой американцы изобрели издательскую Курочку Рябу, что и по сей день несет золотые яйца — карманную книгу , «покетбук». А первой художественной открыткой считают в мире ту, которую выпустили в первый день мобилизации в армию во время какой-то там европейской войны 1870 года: на ней изображен артиллерист с пушкой.

На территории Российской империи бум иллюстрированных «открытых писем» начался только после того, как 1894 было разрешено печатать открытки частным издателям. А уже через пару месяцев киевский печатник Степан Кульженко выпустил виды Киева и чуть позже — Волыни. Впрочем конкуренция на Волынском «открыточном» рынке была жесткой — местные владельцы магазинов и бумажных (канцелярских) магазинов размещали заказы в лучших типографиях Европы: луцкие ландшафты репродуцировали в Варшаве и Кракове, в Вильно и Москве; открытки с видами Ковеля изготовляли в Берлине, Нюрнберге, Бремене, Ляйпцизи, Вене и Кенигсберге — и т. д.

Продавцы открыток соревновались не только в качестве печати, но и привлечении неожиданных сюжетов. Так, в 1920-е на Волыни стали популярными открытки с коллективными портретами учеников разных школ (включая сельскими начальными). Коммерческий расчет был прост: у каждого из полусотни персонажей — немало родственников, для подарка которым и покупались десятки копий. Расходились несколько тысячные тиражи … Тогда же впервые начали использовать открытки в предвыборной агитации: кандидаты закупали тираж с популярной картинкой с лозунгом «Голосуйте за …» и дарили электорату.

Иллюстрированные почтовые карточки — настоящий клад для тех, кого интересует история повседневности. В последнее время есть несколько таких копилок. В 2005 году издатель Ашот Арутюнян выпустил сразу два альбома: «Киев на почтовой открытке конца XIX — начала ХХ века» и «Старый Киев». Кроме острых архитектурных, так сказать, впечатлений, вы увидите-узнаете, что «маршрутки» бегали по столичным улицам еще в 1910-м: на фотографии — многоместный экипаж, где достаточно комфортно разместилось десять пассажиров. Правда, лошадиных сил у такой «маршрутки» было только две.

Другой современный способ использования открыток в книгоиздании — создание путеводителей-подарков, где иллюстрациями служат исключительно старые почтовые отправления. Авторы комментируют цепочки открыток, которые под разными ракурсами воссоздают прелести отдельных улиц, этнографически и социально исключительные районы, исторические события в местных интерьерах и тому подобное.

Добавить комментарий

© 1071 ArmVESTI. Все права защищены.

Яндекс.Метрика